Заключение договора на проведение СОУТ

Проверяем, нет ли конфликта интересов

Организация, проводящая СОУТ, должна быть независима от организации-работодателя (Закон № 426-ФЗ). Обратите внимание на ряд прямых запретов.

Пример
СОУТ не может проводиться организациями, должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится СОУТ, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение СОУТ.
Подробно о случаях, когда не допускается привлечение конкретного исполнителя к проведению СОУТ, сказано в ст. 22 Закона № 426-ФЗ.
Чтобы не нарушить требований ст. 22 Закона № 426-ФЗ, работодатель должен запросить не только Ф. И. О. руководителя, участников организации-исполнителя и ее экспертов, но и сведения об их близких родственниках. Надо, впрочем, быть готовым к тому, что в реальности далеко не все организации, проводящие СОУТ, согласятся предоставить столь широкую информацию до заключения договора, однако после его подписания изучать эту информацию будет уже поздно.

Проверяем цену
Цена - один из важных аспектов при выборе организации, проводящей СОУТ. На практике она может заметно варьироваться, и причины тому могут быть вполне объективными. Стоимость услуг организаций, проводящих СОУТ, может зависеть:
• от типа рабочего места;
• его отдаленности, региона, в котором работает организация-исполнитель;
• времени года;
• количества рабочих мест для проведения СОУТ (некоторые исполнители в этом случае предоставляют скидки).

Случается, что для привлечения клиентов исполнители искусственно занижают цены на свои услуги (нередко до уровня себестоимости или еще ниже).
Приманка в виде низкой цены на проведение СОУТ часто срабатывает, однако слишком уж привлекательные цифры должны насторожить заказчика: бесплатный сыр бывает только в мышеловке
В свое время вопрос стоимости СОУТ рассматривался в Справочно-методических материалах для проведения проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства (письмо Минтруда России от 08.07.2014 № 15–4/10/П-3758), адресованных Роструду.
По мнению Минтруда России, на момент подготовки указанных справочно-методических материалов средняя экономически обоснованная цена проведения оценки условий труда одного рабочего места составляла 2,5–4 тыс. руб.
Было отмечено, «увеличение цены, с учетом категории сложности рабочего места (от простого стационарного рабочего места без использования оборудования до сложного нестационарного рабочего места, при оценке которого требуется измерение максимально разовой или среднесменной концентрации нескольких химических веществ), от средней экономически обоснованной цены, может становиться трехкратным».
В период проведения АРМ по факту работ, выполненных аттестующими организациями в 2012 г., средняя стоимость оценки условий труда в отношении одного рабочего места составляла (в зависимости от федерального округа) 1900–3495 руб. при средней цене по стране 2404 руб. Максимальная стоимость оценки одного рабочего места в различных федеральных округах составляла от 3500 до 15 200 руб.
Работодателю следует иметь в виду (и на это также обратил внимание Минтруд России), что снижение цены проведения СОУТ ниже экономически обоснованной:
• существенно повышает риск некачественного оказания услуги;
• приводит к тому, что уже на стадии заключения договора закладывается проведение СОУТ по «упрощенной схеме», не отвечающей установленным требованиям (отказ от измерений производственных факторов или «бумажное» измерение, оценка без обследования и т. п.).
В результате появляются «формально написанные документы, не отражающие реального положения дел и легко опровергаемые при проведении государственной экспертизы условий труда», поскольку есть все основания предполагать, что СОУТ выполнена с грубыми нарушениями действующей Методики проведения специальной оценки условий труда, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее — Методика № 33н).
Как указано в упомянутых выше справочно-методических материалах, экономически обоснованные расходы организации-исполнителя на оказание услуги по СОУТ могут быть определены расчетно-нормативным методом на основе данных бухгалтерского учета. При этом необходимо учитывать совокупность расходов, связанных с оказанием услуги, включая:
• проезд сотрудников организации к месту проведения СОУТ и проживание их там;
• затраты на измерения и оценку факторов производственной среды, оформление и подготовку отчета о СОУТ, а также иные мероприятия, предусмотренные Методикой № 33н и другими нормативными актами, регулирующими деятельность по проведению СОУТ.
Явное занижение стоимости услуги по проведению СОУТ на рабочем месте более чем на 30% от среднерыночной может свидетельствовать о формальном или фиктивном проведении СОУТ.
Бывает, что слишком низкая цена не смущает некоторых работодателей (из числа тех, кто не очень озабочен качеством СОУТ), но она может насторожить государственного инспектора труда. В этом случае он, вполне вероятно, будет руководствоваться рекомендациями Минтруда России и проверит выезды сотрудников, сопоставит данные о заключенных договорах и расходах на передвижение персонала в виде документов бухгалтерской отчетности (командировочные удостоверения, путевые листы, оплата расходов на проезд и т. п.). Также государственный инспектор труда может запросить у работодателя материалы проведенной СОУТ и оценить результаты ее выполнения. В случае же наличия профсоюзной организации у нее будет запрошена информация о фактическом проведении измерений на рабочем месте.
Конечно, приведенные советы по выбору организации-исполнителя услуг по проведению СОУТ не являются исчерпывающими.

Пример
Весьма полезным может оказаться изучение отзывов о заинтересовавшей работодателя организации в Интернете, что позволит сделать оптимальный выбор по соотношению цена - качество, поскольку «дорого» в российской действительности не всегда означает «качественно».
Но даже минимальные предосторожности, в т. ч. запрос у исполнителя подтверждающих документов, позволят значительно снизить риск столкнуться с откровенными халтурщиками или мошенниками. Право работодателя требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст. 19 Закона № 426-ФЗ, предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 426-ФЗ. Обязанность исполнителя предоставлять такие документы — в п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона № 426-ФЗ.

Заключаем договор

Правильно составленный договор служит основой для дальнейшего эффективного и взаимовыгодного сотрудничества между заказчиком и исполнителем, а также сводит к минимуму риск возникновения разногласий.

Пример
Не рекомендуется не глядя подписывать договор так называемой стандартной формы, который отдельные организации, проводящие СОУТ, предлагают всем своим клиентам. Впоследствии работодатель может столкнуться с неприятным сюрпризом в виде включенных в договор противоречащих его интересам условий, на которые он изначально просто не обратил внимания, но что-либо менять будет уже поздно.
С точки зрения гражданского права договор между работодателем и организацией, проводящей СОУТ, является договором возмездного оказания услуг, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги (ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
В таком договоре должны быть обозначены следующие стандартные условия:
• виды работ и услуг, проводимых в рамках СОУТ;
• сроки их выполнения;
• стоимость указанных работ и услуг, а также порядок их оплаты;
• права и обязанности заказчика и исполнителя при проведении СОУТ;
• ответственность заказчика и исполнителя при неисполнении ими обязательств по договору.
Договору об оказании услуг на проведение СОУТ присущи определенные особенности, на которые целесообразно обратить особое внимание.

Пример
Организация, проводящая СОУТ (мы уже говорили об этом), может быть вынуждена привлекать стороннюю испытательную лабораторию (центр) в качестве субподрядчика.
В подобных обстоятельствах имеет смысл:
• прямо указать в договоре, какая именно испытательная лаборатория (центр) будет дополнительно привлечена;
• установить в договоре запрет на привлечение иных испытательных лабораторий (центров) без письменного согласия заказчика.
В силу п. 3 ст. 22 Закона № 426-ФЗ порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг организациями, проводящими СОУТ, не могут зависеть от выполнения каких-либо не предусмотренных Законом требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов СУОТ.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются перечисленные в данном законе сведения о результатах СОУТ. Целесообразно прямо указать в договоре требования к такому отчету, а также предусмотреть в нем законодательно закрепленное право работодателя требовать (п. 1. ч. 1 ст. 4 Закона № 426-ФЗ) и обязанность организации, проводящей СОУТ, предоставлять (п. 1. ч. 2 ст. 6 Закона № 426-ФЗ) обоснования результатов проведения СОУТ.
Работодатель также, в свою очередь, будет обязан предоставить организации-исполнителю необходимые ей для выполнения взятых на себя обязательств сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на подлежащих СОУТ рабочих местах. Эти сведения, документы и информацию также необходимо указать в договоре, как того требует Закон № 426-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета передает определенные в названном законе сведения (о количестве рабочих мест, на которых проведена СОУТ, об их распределении по классам (подклассам) условий труда и др.) в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — ФГИС) в форме электронного документа.
Имеет смысл не только продублировать эту обязанность в договоре, но и установить, что заказчик должен получить копию такого электронного документа.
Согласно п. 8 ст. 18 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, обязана соблюдать конфиденциальность сведений, содержащихся во ФГИС, и обеспечивать их защиту от несанкционированного доступа в соответствии с законодательством РФ. Данные положения также желательно закрепить в договоре.
Наконец, при поэтапном проведении СОУТ (такая возможность предусмотрена ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ) вопросы, связанные с количеством этапов проведения СОУТ и числом рабочих мест, на которых она будет выполнена в ходе каждого из этапов, также могут быть урегулированы в рамках договора между заказчиком и исполнителем, на что прямо указывает письмо Минтруда России от 08.12.2014 № 15–1/В-1829.
Вместе с тем при планировании поэтапного проведения СОУТ следует помнить, что оно не допускается в отношении рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, а именно:
• рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
• рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
• рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
СОУТ на перечисленных рабочих местах должна быть проведена в первоочередном порядке без разделения на этапы.
В заключение отметим, что некоторые специалисты рекомендуют работодателям заключать при проведении СОУТ два отдельных договора: дополнительно подписывается документ об идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов.
Это позволит заказчику определить конечную стоимость СОУТ с учетом точного количества рабочих мест, на которых придется проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

А.В. Каширин, юрист, эксперт журнала «Справочник специалиста по охране труда»

 

Грамотная подготовка к СОУТ – гарантия оптимальных затрат работодателя

Правильная подготовка к проведению специальной оценки условий труда, которой на многих предприятиях, увы, не уделяется должного внимания, очень важна, т. к. зачастую позволяет получить желаемые для работодателя результаты данной процедуры.
Главное действующее лицо на подготовительном этапе проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) - комиссия предприятия (организации) по ее проведению (далее - Комиссия). Ее создает работодатель (ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
От того, насколько эффективно Комиссия выполнит подготовительную работу, насколько аргументированно будет отстаивать свое мнение на каждом этапе СОУТ и по каждому рабочему месту, зависит объективность установленного класса (подкласса) условий труда. А это напрямую влияет на возможность работодателя минимизировать расходы на проведение СОУТ и на реализацию ее результатов.
Но, к сожалению, далеко не все работодатели отдают себе в этом отчет.
Чем меньше, тем лучше
Работодатели хорошо знают: чем меньше рабочих мест с вредными или опасными условиями труда будет установлено в ходе СОУТ, тем меньше денег им придется потратить в будущем.
Пример
От класса условий труда, установленного по итогам СОУТ, зависит:
• предоставление работодателем гарантий и компенсаций работникам:
— повышенная оплата труда;
— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
— сокращенная продолжительность рабочего времени;
— бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов;
— обеспечение лечебно-профилактическим питанием;
• право работников на подтверждение периодов работы для назначения досрочной пенсии;
• размер дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР;
• величина скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Семь шагов
Чтобы взаимодействие членов Комиссии с организациями, проводящими СОУТ, было максимально эффективным, работодателю нужно:

Шаг первый
Обучить членов Комиссии основам проведения и применения результатов СОУТ, в т. ч. основам Методики проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
Не нужно жалеть средств на обучение членов Комиссии. Они обязательно должны знать, что и зачем делают, а не работать вслепую.
Организация такого обучения — не обязанность, а право работодателя. Но лучше его реализовать. Тогда Комиссия сможет не только спрогнозировать ее результаты, но и достичь их. Оптимальной представляется 72-часовая программа. Этого времени членам Комиссии достаточно, для полного понимания своих функций и задач в рамках СОУТ.

Шаг второй
Комиссии нужно заблаговременно выявить на рабочих местах вредные или опасные производственные факторы и предварительно оценить степень их воздействия на работников.
Пример
На рабочем месте Комиссией выявлена высокая степень воздействия вредных производственных факторов (примерный класс условий труда — 3.3). Зная об этом до СОУТ, работодатель разрабатывает и осуществляет мероприятия по снижению уровня воздействия этих факторов до подкласса 3.1 и, улучшая условия труда на этом рабочем месте, уменьшает финансовые затраты будущего периода.

Шаг третий
Стоимость договора на СОУТ зависит от количества аналогичных рабочих мест у работодателя. Если правильно подтвердить признаки аналогичности, цену СОУТ можно снизить в разы.
Организовать работу Комиссии по выявлению аналогичных рабочих мест. Разработать локальные нормативные акты, подтверждающие признаки аналогичности имеющихся рабочих мест.
Нужно заранее поставить соответствующие задачи перед руководителями подразделений. Они должны представить в Комиссию информацию о количестве аналогичных рабочих мест в своем подразделении и признаков, по которым другие рабочие места не соответствуют определению аналогичности. Задача этих руководителей — дать по возможности предложения о мероприятиях, которые нужно провести, чтобы эти рабочие места стали аналогичными.
В рамках проведения СОУТ признаки аналогичности заметно ужесточены по сравнению с применявшимися при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - АРМ).
Важно
Малейшее несоответствие не позволит подтвердить признаки аналогичности рабочих мест. И если при проведении СОУТ это случится в отношении хотя бы одного рабочего места, то СОУТ будет выполняться на всех рабочих местах, ранее признанных аналогичными. В этом случае стоимость договора на оказание услуг по проведению СОУТ существенно возрастет.

Аналогичными признаются рабочие места:
• которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
• на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
• на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
• на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).
Если работодатель намерен заявить рабочие места в качестве аналогичных, то до начала СОУТ должны быть приведены в порядок все локальные документы, подтверждающие признаки аналогичности рабочих мест. Должности, профессии и специальности работников должны называться в них одинаково, работники должны быть обеспечены одинаковыми (не однотипными!) СИЗ и т. д.

Пример
Если один работник использует СИЗ органов дыхания определенной марки, то и другому следует выдать точно такое же.

Шаг четвертый
Организовать работу Комиссии по выявлению рабочих мест с территориально меняющимися рабочими зонами и разработать локальные нормативные акты, характеризующие условия труда на них.
Рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами — это места, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции (ст. 16 Закона № 426-ФЗ).
Важно и общее определение рабочего места: это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 Трудового кодекса РФ; далее — ТК РФ). Это определение позволяет решать многие вопросы при оценке таких производственных факторов, как шум и вибрация.

Пример
Использование одним работником виброинструмента доставляет другому, работающему рядом, серьезный дискомфорт. Эксперт СОУТ может заявить, что для второго работника виброакустический фактор не учитывается согласно Классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов. Если же члены Комиссии знают правильное определение рабочего места, то смогут доказать, что виброакустический фактор должен быть принят во внимание и в отношении рабочего места второго работника.
Характеристика условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, которая будет представлена экспертам СОУТ, должна быть подтверждена локальными актами. В них нужно прописать особенности рабочих мест, условия труда на них, выполняемые работниками функции.
Если работодатель готов к приходу организации, проводящей СОУТ, то с высокой долей вероятности на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами в его организации будут установлены оптимальные или допустимые условия труда. Если нет, то все решит эксперт СОУТ.

СОУТ на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами проводится путем:
• предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов;
• последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ. Выполнение каждой технологической операции определяется экспертом СОУТ;
• анализа локальных нормативных актов. От того, что укажет в них работодатель, очень многое зависит, потому что эксперт СОУТ не будет посещать все места, по которым перемещается работник, а будет главным образом руководствоваться локальным документом;
• опроса работников и их непосредственных руководителей. Нужно помнить, что работники должны быть ознакомлены с этими документами и проинструктированы, как разговаривать с экспертом СОУТ, чтобы не получилось, что в локальном документе написано одно, а работники говорят другое;
• хронометрирования. На подготовительном этапе Комиссия должна провести и оформить локальным актом хронометраж рабочей смены работников, занятых на таких рабочих местах, и внести корректировки в должностные инструкции и документы по охране труда.


Шаг пятый
В Перечень следует включать только те вредные или опасные производственные факторы, которые указаны в Классификаторе.

Обеспечить разработку на основании выявленных на подготовительном этапе вредных или опасных производственных факторов плана мероприятий по улучшению условий труда на них. Обеспечить выполнение этих мероприятий.
По окончании этой работы, когда станет понятно, достигнуты ли поставленные на старте цели, производится корректировка Перечня, который будет предъявлен экспертам СОУТ.

Шаг шестой
Обеспечить информирование работников об их правах и обязанностях в части СОУТ.
Перед началом СОУТ работники должны быть ознакомлены (ст. 212 ТК РФ и Закон № 426-ФЗ):
• с правами и обязанностями всех участников процедуры;
• с характерными для конкретного предприятия особенностями установления классов (подклассов) условий труда;
• с порядком предоставления гарантий и компенсаций.
Работодатель должен проинформировать работника о том, что его ждет после СОУТ. Важно, чтобы изменение ранее установленного на рабочем месте класса (подкласса) условий труда и вызванная этим отмена компенсаций не стала для работника неожиданностью. В противном случае после проведения СОУТ лишившиеся компенсаций работники начинают негодовать, настаивая на том, что условия их труда на самом деле не улучшились, пытаются обжаловать результаты СОУТ в суде. Таких случаев уже много. При этом одно из оснований для принятия судом решения в пользу работника — несоблюдение работодателем процедуры взаимодействия с работником в ходе СОУТ.

Пример
Работодателем не было обеспечено присутствие работника на рабочем месте при проведении СОУТ. Результат - суд принял сторону работника.

Шаг седьмой
Обеспечить разработку Комиссией графика проведения СОУТ.

Важно
Следует помнить, что СОУТ может проводиться поэтапно, но должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.

К этому документу не установлено никаких законодательных требований, поэтому работодатель может составить его по своему усмотрению.
График проведения СОУТ, как правило, учитывает:
• количество рабочих мест, подлежащих СОУТ;
• наличие рабочих мест, на которых СОУТ должна быть проведена незамедлительно;
• характер вредных или опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям, испытаниям и измерениям;
• финансовые возможности организации.

Пример
Федеральным законом в случае поэтапного проведения специальной оценки условий труда не устанавливаются количество этапов проведения специальной оценки условий труда и количество рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в ходе каждого этапа. В этой связи указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, заключение которого предусмотрено ч. 2 ст. 8 Федерального закона» (письмо Минтруда России от 08.12.2014 № 15–1/В-1829).

Работодатель имеет право разбить процесс проведения СОУТ на этапы до конца 2018 г. так, как ему будет удобно. При этом нужно помнить, что есть три группы рабочих мест, на которых поэтапное проведение СОУТ не допускается:
1) рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
3) рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.
На этих рабочих местах СОУТ должна быть проведена в первую очередь и без разделения на этапы. Если работодатель решил проводить СОУТ поэтапно, то при составлении графика рабочие места, относящиеся к перечисленным группам, ставятся на первое место. Все остальные можно разбить на этапы до конца 2018 г.
Если работодатель сделает все, что мы рекомендовали на этапе подготовки к СОУТ, он на 100 процентов будет готов к взаимодействию с экспертом организации, проводящей СОУТ, к решению спорных вопросов. Он будет знать все нюансы, сумеет сгладить острые углы, оговорить многое еще до момента заключения гражданско-правового договора на оказание услуг по проведению СОУТ. И в итоге на выходе получит заданные результаты.

М.А. Елагина, канд. техн. наук, зам. директора Центра дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф.Морозова»
Источник Справочник специалиста по охране труда

 

Вопрос-Ответ

Вопрос:

Большинство работников организации работают за компьютером. С какого момента организация обязана проводить специальную оценку условий труда? В каком порядке она проводится?

Ответ:

Обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда возникла у работодателя с 1 января 2014 г., за исключением рабочих мест, в отношении которых проведена аттестация по условиям труда, действующая в течение пяти лет со дня ее завершения, если не возникли обстоятельства для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон) и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Обоснование: В соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ с 1 января 2014 г. работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Вместе с этим согласно ч. 4 ст. 27 Закона в случае, если до дня вступления в силу Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона.

При этом работодателю предоставляется право провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 и 3 ст. 8 Закона).

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется соответствующая комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 9 Закона). В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 9 Закона).

Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест должен быть утвержден образованной работодателем комиссией до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда (ч. 5 ст. 9 Закона).

 

 

Об особенностях специальной оценки условий труда

Об особенностях специальной оценки условий труда

Приказом Минтруда России от 14.11.14 № 882н утверждены особенности специальной оценки условий труда работников творческих профессий. При отнесении условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочих местах дополнительно оценивается травмоопасность.

Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие специализированных объектов (сценические комплексы театров, концертных залов, клубов и т.п.) и нестационарного оснащения (декорации, реквизит) требованиям охраны труда (невыполнение которых может привести к травмированию работников) и отраслевым требованиям. Вместе с тем, особое внимание уделяется наличию на рабочем месте комплекта эксплуатационной документации, средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, разлетающихся предметов, сигнальной окраски, знаков безопасности и др.

По результатам оценки травмоопасности рабочих мест условия труда квалифицируются следующим образом:

• допустимый класс травмоопасности;

• опасный класс травмоопасности.

По результатам оценки при установлении опасного класса травмоопасности, итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочих местах повышается на одну степень.

Документ опубликован в «Российской газете» № 293 от 24.12.14, вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

 

wordСкачать файл "Об особенностях специальной оценки условий труда"